Какие стереотипы мешают качественно внедрять и использовать новые программные продукты? Как видятся операционные системы «Альт» с точки зрения преподавателей и учащихся? Каковы перспективы развития свободного ПО в России? Эти и другие вопросы освещает инженер-программист Максим Летуновский в своей статье, размещённой на порталах ICT-Online.ru и SPBIT.ru. Приведём на нашем сайте полный текст статьи.
Инженер-программист 1 категории Максим Летуновский долгое время работал инженером-программистом в Ростовском-на-Дону колледже информатизации и управления, а затем — ведущим специалистом Учебного центра автодорожного колледжа Ростова-на-Дону. В статье он рассказывает, как пришёл к свободному ПО, как внедрял отечественную ОС «Альт» и другой российский софт в колледже, делится опытом его использования — собственным и своих коллег-педагогов.
Первое знакомство с российскими ОС на базе ядра Linux
В 2018 году Ростовский-на-Дону колледж информатизации и управления получил от Министерства образования письмо-рекомендацию: перейти на отечественное ПО. К письму был приложен список рекомендованного прикладного ПО из Реестра отечественных программ. Перечень был на удивление лаконичным: в нем значилась всего одна российская операционная система и один офисный пакет.
Но мы не стали слепо следовать рекомендациям. На тот момент в колледже сложился отличный коллектив ИТ-специалистов — молодые энтузиасты, всё новое было нам интересно. Мы внимательно изучили реестр и обнаружили ещё несколько ОС и офисных пакетов. Стали сравнивать и анализировать. Обращали внимание на функциональность, цены, пользовательский интерфейс, на простоту освоения и удобство для пользователя. При этом надо было учесть специфику колледжа — он готовил ИТ-специалистов, поэтому помимо самой ОС нам требовался большой набор программного обеспечения для обучения будущих разработчиков ПО: среда разработки, инструменты эмуляции и виртуализации сети и тому подобное. Причём ОС должна была уметь работать именно с теми программами, которые педагоги колледжа уже использовали в учебном процессе, например, с симулятором сети передачи данных Cisco Packet Tracer, с ПО для виртуализации VirtualBox. Особое внимание обращали на наличие подробной документации, на возможность интеграции ОС в существующую ИТ-инфраструктуру колледжа. Она в то время была полностью построена на Active Directory, поэтому у нас много вопросов возникло: как реализовать групповые политики, как обеспечить установку ПО по сети и т.п.
Инженер-программист 1 категории Максим Летуновский
При выборе мы не ограничились только чтением описания операционных систем, а пробовали их своими руками, начиная от «Ульяновск.BSD» и заканчивая Calculate Linux. Мы с коллегами «поделили» операционные системы, каждый взялся тщательно изучить одну-две. Потом делились впечатлениями об их плюсах и минусах, сравнивали протестированные ОС.
По совокупности всех характеристик в нашем импровизированном «кастинге» победила Alt Linux — так в те годы называлась ОС «Альт». Удивило и обрадовало, что в линейке этих ОС есть дистрибутив, специально предназначенный для образовательных организаций (теперь он называется «Альт Образование»). А ОС других разработчиков при установке на компьютер преподносили нам досадные сюрпризы: то видеокарта не поддерживается, то «родная» графическая оболочка ОС «не видит» второй монитор… Мы, конечно «танцевали с напильником» и решали все проблемы. Например, заменили графическую оболочку из дистрибутива ОС на свободную Cinnamon. Однако такую операционную систему не назовешь дружественной пользователю. Это ПО для «сталкера», который уже собрал не один сервер на Gentoo Linux, и ему подавай ещё экзотики из мира ПО. А большинству пользователей нужен готовый продукт, а не полуфабрикат, который надо дорабатывать. Это ведь далеко не каждый умеет. Кроме того, если для корректной установки ОС обязательно надо скачать элементы из зарубежных репозиториев — какой смысл делать вид, что это российская операционка? Тогда давайте уже сразу честно использовать Debian!
А с Alt Linux такие дополнительные «танцы с бубнами» не потребовались. Мы назначили одну из аудиторий испытательным полигоном, без проблем установили операционную систему и прикладное ПО из дистрибутива. В этом нам очень помогла подробная документация, размещенная на wiki. Забегая вперед, скажу, что «Базальт СПО» постоянно совершенствует документацию по своим программным продуктам, поэтому освоить их с нуля становится всё легче.
Не будьте рабами стереотипов!
Многие пользователи и даже ИТ-специалисты говорят, что ОС на основе ядра Linux сложны для освоения. Это очень огорчительно, потому что неправда. Мне довелось стать свидетелем забавной истории «незаметного» перехода пользователя с Windows на российскую ОС на основе ядра Linux. Трудился в одной компании сотрудник с отличным интуитивным пониманием ПО. Стоило ему только увидеть интерфейс новой программы — и он сразу начинал в ней работать. Как-то раз сисадмины при очередном апгрейде ПО установили на его компьютер ОС на базе Linux. Пошутили. А он не заметил подмены! Новый интерфейс показался странным сначала… Но быстро привык. А все программы работали по-прежнему исправно. Так прошло примерно полгода. И вдруг один из коллег нашего пользователя удивился: «О, да у тебя Linux!» И человека мгновенно охватила паника. Он кинулся к сисадминам: «Спасите, все пропало!» А ему говорят: «Ты же уже полгода пользуешься новой ОС. В чём конкретно проблемы?» Пользователь понимает: объективно проблем никаких нет, и зря он верил слухам. Получается, он на собственном опыте убедился, что ОС отличная.
Очень показательный случай. Я глубоко убеждён, что одно из самых больших препятствий к широкому распространению российских ОС на основе ядра Linux — это стереотипы. А на самом деле проблем с освоением нет, все страхи — мифические.
Интересно, что студенты, которые начинают работать с ОС на базе Linux, недоумевают: откуда взялось представление о сложности Linux-систем? Ведь они сами убедились, что новая ОС по удобству работы и функциональности не отличается от привычной импортной! Счастливые дети… У них нет повода произносить наши «культовые» фразы: «пропатчить KDE под FreeBSD» или «"кеды" (KDE) упали». «Операционки» стали производительными, устойчивыми и удобными. Теперь, кстати, можно не только спокойно работать, но и играть на компьютере с российской ОС на базе Linux. У меня дома есть второй, запасной компьютер — этакий «дедушка» ПК. На нём установлена «Альт Рабочая станция» с графической средой KDE. Как-то приехал ко мне погостить родственник, попросил «поиграть на компьютере». Выбрал игру «Лига легенд» (League of Legends). Я её установил в считанные минуты и был поражён: игра буквально «летала»! То есть «Альт» на моём стареньком компьютере «вытянул» её лучше, чем Windows. Я даже почувствовал какую-то пустоту из-за того, что мне не надо ничего делать дополнительно, всё само запустилось и работает.
ОС «Альт» снаружи…
Наши студенты и педагоги очень быстро освоили ОС «Альт». Чтобы смягчить переход, мы сначала установили её в качестве второй операционки рядом с Windows, и при включении компьютера пользователь мог выбрать, какую ОС запустить. Педагоги переходили на российскую операционную систему постепенно, чередой мелких последовательных шагов. А ученики осваивали «на лету», интуитивно. Бывали забавные ситуации. Прихожу на занятие, где дети учатся редактировать тексты. Вижу: некоторые ребята случайно запустили «Альт» и работают в LibreOffice, не осознавая этого. Выполняют задание, советуются друг с другом. Вдруг один удивляется: «Как ты это сделал? Где такую «фишку» нашёл?». А сосед и сам удивлен: «Да не знаю… Ну вот это запустил, попробовал — и получилось». То есть интерфейс самой ОС и прикладных программ из дистрибутива настолько логичный, что сам «ведёт» пользователя. Это хорошо помогает освоить программный продукт.
Вообще, «Альт Образование» — мой фаворит среди российских ОС с точки зрения пользы для учебного заведения.
Во-первых, её легко установить и легко освоить. Отличный коробочный продукт даже для тех, кто впервые знакомится в операционками на основе ядра Linux.
Во-вторых, сильная сторона ОС «Альт» — её оптимальная сборка. Пользователь сразу получает всю необходимую функциональность. Отмечу, что при оснащении рабочих мест в кабинетах информатики колледжа мы установили дистрибутив «Альт Образование» — и эта сборка осталась без изменений, в первозданном виде. Стандартного программного обеспечения хватило для всех задач.
В-третьих, в дистрибутиве очень хорошо подобраны прикладные программы, есть всё необходимое для разных ступеней образования. Нам особенно понравилось, что разработчики включили в дистрибутив много софта для обучения будущих ИТ-специалистов (языки программирования С/С++, Pascal, Python и др). Есть хороший набор программ для организации и проведения занятий: система для создания и проведения автоматизированного тестирования учащихся, программа для мониторинга и управления рабочими местами в компьютерном классе, система для создания учебного материала и дистанционного обучения и другие. И, конечно, комплект базового ПО, которое необходимо всем и каждому: офисный пакет с редакторами текстов, презентаций и электронных таблиц, браузер, почтовая программа.
В-четвёртых, разработчики регулярно выпускают новые версии, причём при доработке реально учитывают пожелания пользователей.
В-пятых, ОС «Альт Образование» развивается на основе российского репозитория. Конечно, когда мы приобретали ОС, мы не могли предположить, что на страну обрушится поток жёстких санкций. Но жизнь показала дальновидность нашего выбора.
И, наконец, «Базальт СПО» предложила ОС на очень выгодных для колледжа условиях.
Отмечу специально для учебных заведений: «Альт Образование» работает практически с любым «железом», причём драйверы уже есть в дистрибутиве. Знаю, что для школ это очень существенно. Почти в любой российской школе есть целый «зоопарк» разной техники, в том числе старые модели. А вот системного администратора, который может развернуть операционку на компьютере-«ветеране», а потом подключить к нему устаревший принтер — такого специалиста зачастую нет. «Альт Образование» в подобной ситуации просто спасение: она работает в любой инфраструктуре.
И еще очень важный момент — совместимость ОС с прикладными программами. Любое учебное учреждение уже использует большой набор ПО. Естественно, когда встает вопрос о переходе на российскую ОС, возникают опасения: будет ли это ПО с ней работать, не пострадает ли учебный процесс? Нет, не пострадает. С появлением в ОС «Альт» контейнерной виртуализации проблема унаследованного софта перестала быть неразрешимой. Ядро «Альт» поддерживает несколько изолированных экземпляров пространства пользователя, в них можно запускать нужное ПО. Кроме того, с «Альтом» совместимо много российского ПО. Я, например, чтобы пользоваться некоторыми госуслугами, оформил электронную подпись. Отлично работает на «Альте».
Ко мне часто обращаются коллеги, друзья и знакомые с просьбой помочь перейти «на какую-нибудь российскую операционную систему». Главное условие: «Чтобы на компьютере всё работало». И я всем рекомендую ОС семейства «Альт» — на мой взгляд, они самые надёжные и простые в освоении из российских операционных систем.
На первых порах педагоги колледжа использовали отечественные программные продукты на основе свободного ПО время от времени, только как инструмент для проведения занятий. Но мы решили этим не ограничиваться и превратили его в объект изучения. Сами написали учебную программу — дополнительный модуль информатики длительностью 48 часов. По этой программе ребята работали только с отечественным ПО, начиная от «Альта» и заканчивая «МойОфис». И мы намеренно просим будущих программистов работать в консоли, чтобы развить этот навык на будущее. Не сомневаюсь, что он пригодится.
…и «Альт» изнутри
Пока студенты и педагоги осваивали новый софт, наша команда ИТ-специалистов тоже изучила операционную систему. Вскоре мы научились не только использовать ОС, но и пересобирать её из исходников под свои нужды. Кстати, поделюсь лайфхаком: при сборке гораздо удобнее пользоваться командной строкой консоли, а не графической утилитой.
Зачем нам понадобилось делать собственную сборку, если функциональности «Альт Образование» с лихвой хватает для повседневных задач пользователя? Да, для среднестатистического пользователя в ОС есть все необходимое. Но у нас было несколько специфических задач, в частности — интеграция 1С или «МойОфис». Для этого нам не хватало некоторых пакетов. Согласно лицензионным соглашениям, на тот момент эти пакеты запрещено было включать в коммерческую версию ОС «Альт». А на сборку, которую пользователь делает для своих целей, этот запрет не распространяется. В итоге, в колледже появились даже две сборки: «тяжёлая» для мощных компьютеров — с графической оболочкой KDE и «лёгкая» с оболочкой TDE.
Домен мы развернули на FreeIPA, совместимость с «Альтом» отличная. И всё это дополнила прекрасная Ansible-технология для удаленного управления конфигурациями. Она позволяла сразу же массово установить или обновить программную базу на всех рабочих станциях. Надо отметить, что для этого надо знать основы Bash, получить результат «волшебной кнопкой» не получится. Но нашей квалификации на тот момент хватало, чтобы реализовать все задуманное.
Свободное ПО — это навсегда
В 2019 году на Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставке в Ростове-на-Дону, которую организовала компания «Гэндальф», я познакомился со специалистами «Базальт СПО». И узнал, что «Альт» — это не только дистрибутив ОС, но и интересное сообщество разработчиков свободного ПО. Перед ИТ-специалистом, который присоединяется к этому сообществу, открываются большие перспективы. Например, занимаясь поддержкой ИТ-систем в учебном заведении, можно одновременно участвовать в разработке свободных программных продуктов, стать сертифицированным преподавателем российской компании, которая развивает продукты на основе СПО, и помогать другим людям перейти на отечественное ПО — консультировать, обучать. Я побывал во всех этих ипостасях.
В 2020 я перешел работать в автодорожный колледж Ростова-на-Дону. Колледж выпускает технические специальности, поэтому ребятам надо освоить много специализированного ПО — 1С, Компас, «ГРАНД-Смета» и др. И, конечно, российскую операционную систему, поскольку современным работодателям нужны специалисты, которые умеют работать с отечественным ПО. Мы с коллегами занялись его внедрением в учебный процесс. И не стали «изобретать велосипед». А пошли проверенным путем: установили ОС «Альт Образование» и «Мой Офис».
«Олимпийские игры» российского ПО
Российские дети, к сожалению, плохо знакомы с отечественным программным обеспечением. Нередко они даже не слышали о существовании нужного им ПО и уверены, что оно существует только в импортном исполнении. Чтобы переломить ситуацию, надо заниматься популяризацией российских разработок. Поэтому мне так нравится олимпиада «ALT-SKILLS», которую придумала и проводит в разных регионах страны «Базальт СПО». Это пока одно из немногих интеллектуальных состязаний, нацеленных на популяризацию российских программных продуктов. В канун 2021 года нам удалось провести областную олимпиаду «ALT-SKILLS 2020» для студентов и педагогов колледжей Ростовской области. Инициаторами были я и коллеги из Авторизованного учебного центра «Базальт СПО» в Ростовском-на-Дону автодорожном колледже, а также областное методическое объединение «Информатика, информационные технологии» Ростова-на-Дону. Большую помощь в организации и проведении олимпиады нам оказали компании «Базальт СПО» и «Новые облачные технологии». Мы вместе разработали задания для ребят, вместе оценивали работы.
Из-за ковидных ограничений пришлось проводить олимпиаду в онлайн-режиме. И здесь нам очень помог «Базальт СПО» — на собственных ресурсах развернул виртуальные машины и обеспечил доступ к ним для каждого участника олимпиады.
Я очень рад, что нам удалось провести областную олимпиаду «ALT-SKILLS». Российским свободным ПО, как оказалось, интересуются очень многие. Большинство колледжей области приняло в ней участие. А сколько людей со мной потом связывалось, спрашивали, будет ли ещё подобное мероприятие!
Кстати, многие образовательные учреждения хотят на своей базе открыть авторизованные учебные центры компаний — разработчиков российского ПО. Знаю это не понаслышке, педагоги нередко консультируются со мной. И я всегда стараюсь помочь, даю ссылки на информацию, рассказываю, как они могут эти сведения уточнить и перепроверить.
Вообще, по моему твёрдому убеждению, надо делиться опытом внедрения свободного российского ПО в учебный процесс. На личных встречах и в онлайне, на мероприятиях, в печати, в формальной и неформальной обстановке — везде, где только возможно. Ведь образовательные учреждения, как говорится, «скованы одной целью» — общими задачами построения цифровой среды. А сегодня в связи с известными событиями сложность этих задач возросла многократно.
Автор: Максим Летуновский, инженер-программист 1 категории