«Отличительной особенностью ”Базальт СПО” является профессионально работающая техническая поддержка и постоянное обновление версий пакетов, а все компоненты ОС, которые нужны для удобного администрирования, включены в комплект поставки, что исключает необходимость докупать программные продукты в процессе работы», — поделился руководитель госучреждения-заказчика.
***
В 2022 году был успешно завершен проект «Базальт СПО» по переводу ИТ-инфраструктуры крупного государственного заказчика в сфере транспортной отрасли на импортонезависимые ОС «Альт», удовлетворяющие требованиям к объектам КИИ.
Цель проекта — обеспечить ИТ-инфраструктуру значимого субъекта КИИ защищенной операционной системой.
Задачи проекта
• Перевести ИТ-инфраструктуру компании на одну российскую импортонезависимую операционную систему.
• Обеспечить совместимость ОС с прикладным ПО, с периферийным и серверным оборудованием.
• Оптимизировать функционирование ИТ-инфраструктуры заказчика.
• Развернуть инструменты виртуализации, встроенные в ОС.
• Обучить ИТ-специалистов заказчика работе с операционной системой.
Исходная ИТ-инфраструктура
• ОС: бесплатные дистрибутивы на базе ядра Linux: CentOS, Ubuntu, RockyLinux и другие.
• ПО: FreeIPA, 1С, Р7, CommuniGate, Oracle, Postgres, программные продукты в контейнерах (gitlab, nexus и т. д.).
• Системы виртуализации: vSphere, Hyper-V, oVirt.
• Аппаратное обеспечение: компьютеры Huawei, Rikor, «Гравитон», «Тринити» с процессорами Intel.
Критерии выбора вендора
• Соответствие документации требованиям законодательства РФ.
• Профессионализм команды.
• Оперативная работа техподдержки.
• Прозрачное ценообразование.
Свойства ОС «Альт», удовлетворяющие требованиям заказчика
• Собственная инфраструктура разработки.
• Наличие сертификатов ФСТЭК России, ФСБ и МО РФ.
• Работа на нескольких аппаратных архитектурах.
• Наличие инструментов виртуализации (KVM, QEMU, libvirt).
• Наличие средств контейнеризации (LXC, Kubernetes, podman, docker).
• Возможность развернуть сервер сетевой установки и сервер обновлений с помощью веб-интерфейса.
• Регулярное обновление версий пакетов.
• Совместимость с отечественным программным обеспечением.
• Поддержка широкого спектра периферийного оборудования.
• Оперативный выпуск обновлений по безопасности.
• Упреждающее устранение уязвимостей.
• Поддержка групповых политик FreeIPA.
Как проходил запуск операционной системы
Всего было внедрено
• 3 ОС «Альт 8 СП Сервер» с виртуализацией.
• 50 ОС «Альт 8 СП Сервер» без виртуализации.
«Важно отметить оперативную и профессиональную работу команды вендора. Представители компании подробно и доступно ответили на все возникшие в процессе внедрения вопросы без взятия пауз», — сообщил руководитель госучреждения.
Сложности в процессе запуска
1. Способ управления ОС «Альт» сильно отличается от семейства RedHat, в связи с чем возникли сложности с разворачиванием сети и установкой пакетов.
2. Нестандартные наименования пакетов: чтобы узнать, как называется нужный пакет, необходимо было обращаться в техподдержку.
3. Незнакомая ИТ-специалистам облачная среда OpenNebula: в ней нет автоматизации процесса установки, а способ управления компонентами сильно отличается от vSphere, Hyper-V и oVirt. Так как у специалистов заказчика не было опыта работы с OpenNebula, самостоятельно развернуть виртуализацию в сроки проекта было невозможно.
Как справлялись со сложностями
1. ИТ-специалисты госучреждения прошли качественное обучение работе с ОС «Альт» по трем курсам Высшей инженерной школы Санкт-Петербургского Политехнического Университета Петра Великого. Это помогло сотрудникам быстро адаптироваться к новой непривычной системе.
2. Обеспечить бесшовную миграцию на ОС «Альт» помогла оперативная работа техподдержки. Специалисты заказчика обращались к вендору по вопросам обеспечения безопасности информационных систем, таким, как написание логов для auditd и установка системы кибербезопасности XDR. Также сотрудники техподдержки помогали выбрать нужные пакеты в репозитории и собирали новые при необходимости. Большинство вопросов удалось решить в течение дня, а на пересборку пакетов понадобилось около двух недель.
3. Внедрить систему OpenNebula помогли технические специалисты вендора. Это позволило развернуть виртуализацию за 2 недели — точно в срок.
4. По текущим вопросам ИТ-специалисты заказчика находили ответы на сайте ALT Linux Wiki — это электронный ресурс, на котором представлены статьи об ОС «Альт», проекте «Сизиф» и другом свободном ПО. Сотрудники госучреждения изучали информационные материалы по компонентам apt-get, network, freeIPA, ansible, alterator и др.
«В процессе миграции ИТ-инфраструктуры на новую операционную систему невозможно обойтись без помощи и поддержки вендора, в том числе для решения возникающих трудностей. Благодаря слаженной работе сотрудников вендора процесс запуска ОС ”Альт” прошел штатно, а цели и задачи проекта были достигнуты полностью и в срок», — подчеркнул руководитель госучреждения.
Результат
Перевод ИТ-инфраструктуры на ОС «Альт» был обеспечен в течение 2 недель, однако некоторые технические доработки ведутся и сейчас. ИТ-специалисты госучреждения прошли обучение работе с операционной системой и полностью адаптировались к ней.
«“Альт” — качественные операционные системы на ядре Linux, которые разрабатываются российскими программистами, а не просто переупаковываются из апстрима. Прикладное ПО, необходимое для полноценной работы, адаптировано под ОС "Альт", что обеспечивает бесшовный переход с зарубежных Linux-систем, — подытожил руководитель госучреждения-заказчика. — Отличительной особенностью ”Базальт СПО” является профессионально работающая техническая поддержка и постоянное обновление версий пакетов, а все компоненты ОС, которые нужны для удобного администрирования, включены в комплект поставки, что исключает необходимость докупать программные продукты в процессе работы».