Новости
Архив

«Базальт СПО» и Fplus рассказывают о выпуске программно-аппаратных комплексов

Объединив усилия и компетенции, «Базальт СПО» и Fplus предлагают рынку программно-аппаратные комплексы (ПАК).

Технологическое партнерство ведущих российских ИТ-компаний — один из инструментов, позволяющих удовлетворить растущий спрос заказчиков на современные производительные и безопасные решения.  Объединив усилия и компетенции, «Базальт СПО» и Fplus предлагают рынку программно-аппаратные комплексы (ПАК).

Особенности и нюансы этого бизнеса обсуждают Дария Маркова, И. о. директора по маркетингу «Базальт СПО», руководитель направления внешних и корпоративных коммуникаций и Тимур Бигулов, руководитель проектов направления программно-аппаратных комплексов компании Fplus.

Видеоинтервью смотрите на YouTube-канале «Базальт СПО».
Подкаст можно послушать на Яндекс Музыке.

 

«Базальт СПО» и Fplus рассказывают о выпуске программно-аппаратных комплексов 1

На фото слева направо: Тимур Бигулов (Руководитель проектов направления программно-аппаратных комплексов компании Fplus), Дария Маркова (И. о. директора по маркетингу «Базальт СПО», руководитель направления внешних и корпоративных коммуникаций)

Д. Маркова:  «Базальт СПО» вместе с технологическими партнерами успешно разрабатывают и выводят на рынок программно-аппаратные комплексы. Какие аспекты этого взаимодействия вы считаете важными и приоритетными?
Т. Бигулов: Одна из ключевых задач, стоящих перед российскими вендорами, — обеспечить совместимость аппаратных решений и программного обеспечения. Понятно, что без операционной системы и прикладных программ компьютер не представляет ценности, так как он просто не будет работать. Но и наличие ПО еще не гарантирует, что ПАК готов к эксплуатации — необходимо его протестировать и убедиться, что все программы и системы работают корректно и без ошибок.

Д. Маркова: Тестирование на совместимость, на первый взгляд, простая задача. Но ИТ-компании считают ее сложной. Почему?
Т. Бигулов: Тестирование на совместимость – это не разовая процедура. Разработчики составных частей ПАКов постоянно совершенствуют свои продукты, поэтому все возможные варианты сборки ПАКа должны быть проверены на совместимость в полном объеме и по утвержденным методикам до того, как изделие попадет к заказчику.
Организовать такой процесс сложно, но без него в нынешних условиях жесткой конкуренции не обойтись. Ведь если произойдет хотя бы малейший сбой — заказчик откажется от вашего решения.
В практике любой компании, в том числе и у нас, бывали случаи, когда отлаженные по отдельности компоненты ПАК после их сборки в единое целое отказывались работать, или работали некорректно. Это нормальная ситуация, главное, чтобы причины несовместимости были своевременно выявлены и устранены.

Д. Маркова: Много ли времени занимает тестирование сложного ПАКа и исправление ошибок?
Т. Бигулов: В среднем на это уходит около двух месяцев. Все это время мы посвящаем тому, что проверяем ПАК на совместимость со всем окружением.

Д. Маркова: Стоит ли волноваться заказчику, эксплуатируя наш ПАК?
Т. Бигулов: Процесс тестирования построен таким образом, что вероятность не заметить некорректную работу практически сведена к нулю. В тестировании участвуют представители всех вендоров, и, если ПАК проходит проверки, он получает соответствующее документальное подтверждение – сертификат совместимости.

Д. Маркова: В последнее время актуальной стала еще одна тема —  внесение ПАК в реестр Минцифры. Сколько ваших комплексов уже включено в реестр? Каковы дальнейшие планы?
Т. Бигулов: Реестр ПАКов существует давно, но активно регистрировать решения ИТ-компании начали несколько месяцев назад. Сейчас мы готовим комплекты документов для внесения наших ПАКов в реестр, в том числе защищенного ПАК администратора информационной безопасности для защиты служебной информации и персональных данных, первого ПАК для создания гибридного рабочего места сотрудников, сочетающих удаленную работу с работой в офисе и других.

 

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1912 переход субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) РФ на преимущественное применение доверенных ПАК на принадлежащих им значимых объектах КИИ должен быть завершен до 1 января 2030 года. С 1 сентября 2024 года не допускается использование субъектами КИИ на принадлежащих им значимых объектах ПАК, приобретенных субъектами КИИ с 1 сентября 2024 года и не являющихся доверенными ПАК.

 

Я ознакомился с решениями, которые уже есть в реестре. Это достаточно простые ПАКи, включающие два компонента – аппаратный и программный, от одного производителя. Аналогов нашим ПАКам, объединяющим продукты 15 вендоров в одном комплексе, на сегодня в реестре нет.

Д. Маркова: Каковы преимущества крупных решений? Не проще ли заказчику купить у разных производителей несколько ПАКов помельче?
Т. Бигулов: Во-первых, единый ПАК — это простое и удобное лицензирование. Приобретая такое решение, заказчик получает право на использование предустановленного ПО на протяжении всего срока жизни комплекса. Различных программ в ПАКе может быть много — операционная система, видеоконференцсвязь, киберзащита, безопасность, мессенджеры, почта и т.д. Каждый продукт лицензируются по-своему, у каждого свой срок действия лицензии. При покупке ПАКа нет необходимости следить за тем, когда какая лицензия закончится.
Во-вторых, благодаря комплексным решениям упрощается закупочная процедура. Вы приобретаете один продукт, а не множество разрозненных. На практике это означает, что с поставщиком нужно заключить только один договор.
В-третьих, намного проще и оперативнее становятся техническое обслуживание и поддержка. По всем вопросам пользователь обращается в «одно окно» — к поставщику ПАКа.

Д. Маркова: С какими проблемами могут столкнуться заказчики при использовании ПАКов?
Т. Бигулов: Пока я не вижу проблем с использованием ПАКов, или каких-то недостатков этой формы сотрудничества вендоров. С точки зрения вендоров и заказчиков, ПАКи — идеальное решение. Ведь клиент покупает готовый комплекс с нужным функционалом в одном месте, экономя время и силы.

Д. Маркова: С уходом зарубежных вендоров российским компаниям стало проще продвигать свои продукты. Но оказалось, что в некоторых сегментах появилось слишком много поставщиков, и пользователям трудно сориентироваться в многообразии решений. Как выбрать наилучший продукт?
Т. Бигулов: Прежде чем предложить комплекс рынку, мы вместе с вендорами отбираем лучшие решения — самые современные и производительные, а затем тщательно проверяем их на совместимость. В качестве примера стоит назвать связку технологических лидеров «Базальт СПО» — Fplus. Цель нашего сотрудничества — дать пользователям такой инструмент, который в полном объеме решал бы их задачи сейчас и в обозримой перспективе. В этом заключается наша философия бизнеса. Мы не только реагируем на сегодняшние вызовы, мы формируем будущее.

 

Fplus — ОЕМ-партнер «Базальт СПО» с 2023 года. На международном форуме Kazan Digital Week 2023 был представлен программно-аппаратный комплекс (ПАК) на основе корпоративного ноутбука Fplus под управлением ОС «Альт Рабочая станция» и «Альт СП» с набором пользовательских приложений, офисными редакторами, решениями для ВКС, мессенджером, клиентом электронной почты и др.
Тестирование новых моделей ноутбуков Fplus на совместимость с ОС «Альт» запланировано на 1 квартал 2024 года.