Эксперты обсудили специфику импортозамещения в Республике Татарстан и ИТ-тенденции последних лет.
ИТ-компаниям необходимо сосредоточиться на заказчике и репутации, а пользователям важно удобство продукта и привычный интерфейс, поделился исполнительный директор ICL Services Ильдар Хуснутдинов в интервью с руководителем отдела маркетинга «Базальт СПО» Дарией Беседой.
Источник: https://vkvideo.ru/video-667081_456239334
Д. Беседа: Какие ИТ-тенденции вы наблюдаете последние два года?
И. Хуснутдинов: Как правило, к нам приходят за классической ИТ-инфраструктурой, ИТ-for-ИТ, ИТ под ключ или миграцией в облака. Но в последнее время все чаще обращаются за решениями для повышения конкурентоспособности бизнеса. Например, за автоматизацией бизнес-процессов. Она позволяет упростить рутинные операции, используя BPM-платформы или RPA (Robotic Process Automation). Вот это серьезный тренд - все то, что помогает нашим заказчикам оставаться конкурентноспособными и эффективно выстраивать внутреннюю инфраструктуру. Кроме того, наблюдается рост запросов на внедрение элементов искусственного интеллекта.
Например, мы разработали умную систему видеоаналитики AISee для ритейлеров. С ее помощью нейросеть, анализируя данные с камер, предупреждает клиента, ассистента в зоне касс самообслуживания и службу безопасности об аномальном поведении покупателя.
Д. Беседа: Какова специфика импортозамещения в Татарстане?
И. Хуснутдинов: ИТ-сфера в Татарстане развита, много игроков, высокая конкуренция. Это поддерживает всех в тонусе. Заказчики стараются выбирать местных поставщиков ИТ-услуг, для того, чтобы налоги оставались в республике. Большую роль играет локализация ИТ-решений. Так, например, начале года велись переговоры с Яндексом на предмет обучения Алисы татарскому языку. Кроме того, в Татарстане существует большой дата-центр. Все государственные системы и новые государственные инфраструктуры размещаются именно там. ЦОД ИТ-парка парка используется для разворачивания временной инфраструктуры при проведении масштабных мероприятий.
Д. Беседа: В «Базальт СПО» тоже локализуем операционные системы «Альт» на татарский язык, и это откликается у пользователей. На Kazan Digital Week мы представили главе республики «Альт Образование» на татарском языке. Я думаю, что это одна из главных тенденций здесь.
И. Хуснутдинов: Да, поддержка языка осуществляется как на государственном уровне, так и на уровне пользователей. Люди, с которыми я общался, с удовольствием работали бы на операционной системе, которая поддерживает татарский язык. Так что да, действительно такая тенденция в народе есть.
Д. Беседа: На какие отрасли приходится наибольшая доля продаж IT-услуг?
И. Хуснутдинов: На первом месте госсектор, это связано с политикой импортозамещения, и с тем, что Татарстан - первый регион, который все министерства и государственные ведомства переводит на российские операционные системы. Также в топ входит ритейл, из-за быстрой отдачи от ИТ-решений для бизнеса, и финансовый сектор. Он в России всегда был в лидерах цифровизации, и Татарстан здесь тоже не отстает.
Д. Беседа: Что касается B2B сегмента, здесь импортозамещение идет довольно тяжело, потому что западные вендоры еще дают о себе знать. Как объяснить B2B-сегменту, что важно переходить на отечественные решения?
И. Хуснутдинов: Компании сопоставляют уровень риска и затрат, которые потребуются для того, чтобы перейти на новую операционную систему. Это все еще достаточно трудная задача, так как нужно обследовать инфраструктуру, совместимость приложений. Сложно и самим пользователям: они привыкли 20 лет работать на Windows, а теперь их учат пользоваться Linux. Поэтому очень важно, чтобы пользовательский интерфейс был максимально похож на привычный. Когда будет наработан весь пласт пользовательских приложений, максимально прозрачная и легкая миграция, тогда B2B клиенты потянутся.
Д. Беседа: Какие критерии к выбору вендора предъявляют заказчики? И что является успешной миграцией?
И. Хуснутдинов: Критерий успешности миграции очень простой - пользователь может и хочет работать в новой для него ОС. И не так, что каждый день пишет гневные сообщения в техподдержку, а привычно делает работу и ему удобно. Если заказчик переход не заметил — это идеальный случай. Когда мы осуществляем миграцию, у нас есть критерии скорости перехода пользователя, количество ворк-раундов, которые нужно сделать для того, чтобы все приложения заработали, и в конце пользователь мигрировал с удовольствием.
Д. Беседа: Вы регулярно общаетесь со своими клиентами и знаете их специфику. Поделитесь опытом, какие нюансы стоит учитывать новым игрокам, которые хотят зайти в регионы?
И. Хуснутдинов: Новым игрокам важно уделять внимание созданию репутации и формированию партнерских экосистем с другими вендорами, поскольку совместимость - это важно. Для любой ИТ-компании важны фокус на заказчика и на репутацию. Ключевая задача системного интегратора - восприниматься заказчиками как советчик, независимый и не ангажированный, который может действительно помочь выбрать правильное решение. Если ты ориентируешься на потребности клиента, а не на то, что тебе нужно продать и убежать, тогда у тебя будут перспективы на рынке.
Д. Беседа: Заказчику необходимо реализовать импортозамещение инфраструктуры в определенном узком сегменте, как вы ориентируете заказчика относительно его выбора?
И. Хуснутдинов: Мы, как системные интеграторы, реализовывали множество разных решений, поэтому в первую очередь опираемся на собственный опыт и показываем заказчику кейсы, как были реализованы аналогичные задачи. Также очень важный инструмент, который помогает сделать выбор - это классические баттл-карты, которые позволяют визуализировать критерии, важные для заказчика. И, конечно же, экспертное сообщество. Мы стараемся держать руку на пульсе, и используем опыт других. Эта комбинация позволяет подобрать для заказчика лучшие решения.